Научный консультант - Т.Д. Яковенко, доцент Новосибирского государственного педагогического университета, заведующий отделом профилактической работы с образовательными организациями, семьей и детьми ГЦОиЗ «Магистр»
Программа развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи средствами художественной литературы.
Цель программы – создание условий для развития у воспитанников ДОУ связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи и речевого творчества -конкретизирована через ряд взаимосвязанных задач.
Содержание образовательной деятельности ориентировано на усвоение детьми старшего дошкольного возраста (учитывая их возможности) представлений, средств и способов речевого творчества; может реализовываться в деятельности художественного, творческого характера.
Представлен методический инструментарий, обеспечивающий реализацию программного содержания в совместной деятельности взрослого и ребенка и формы взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Перспективный план представлен в виде таблицы, в которой обозначаются лексические темы на год, конкретный вид творческого рассказывания, задачи развития.
Программа физического развития, формирования культуры здоровья у детей дошкольного возраста.
Цель программы - создание условий, которые помогут каждому ребенку быть телесно и психически здоровым, творчески активным, инициативным, радостным, энергичным, деятельным.
Программа разработана с учетом основных принципов, определенных ФГОС ДО, требований к организации и содержанию образовательной области «физическое развитие», возрастных и индивидуальных особенностей детей, а также с учетом особенностей контингента детей,воспитывающихся в образовательной организации.В соответствии с ФГОС ДО обеспечивается преемственность задач развития в образовательной области «физическое развитие» между всеми возрастными группами.
Программа предусматривает разнообразные виды деятельности, которые организуют воспитатель по ФИЗО и воспитатель группы, музыкальный работник, учитель-логопед. Занятия проводятся как в спортивном зале, так и на открытом воздухе.
Содержание программы реализуется с использованием 6 основных форм организации двигательной деятельности, отражающих каждая свои цели и задачи. Основные задачи занятий-игр – упражнять в разных видах двигательной деятельности, содействовать усвоению способов, совершенствованию техники выполнения движений; развивать навыки самоорганизации детей в подвижных играх, спортивных играх.
В Программе учитывается национально-региональный компонент: дети знакомятся с произведениями устного народного творчества, сопровождающими игры; играют в народные игры. Педагоги создают условия для формирования у детей представлений о культуре народов Сибири, видах подвижных игр региона, знаменитых спортсменах, спортивных командах, спортивных событиях в своем городе, крае.
Содержание образовательной области – художестенно-эстетическое развитие расширяет и углубляет авторская программа развития художественного восприятия старших дошкольников средствами изобразительного искусства.
Цель программы – создание условий для личностного, художественного развития воспитанников детского сада, реализации самостоятельной творческой деятельности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Теоретико-методологическоая основа - исследования Л.С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М. Теплов, Б.Н. Неменский и др. В программе представлены значимые для разработки и реализации программы основные понятия.
Программой определен материал для работы по развитию художественного восприятия - репродукции отечественных и зарубежных художников, близкие детям по непосредственному опыту, выполненные в различных манерах, позврляющие уделить внимание их эстетическому достоинству. Средством художественного развития выбран перевод специфического языка изобразительного искусства на язык художественно-образных вербальных высказываний.
Программа определяет два типа специально организуемых педагогом видов деятельности, способствующих художественному развитию ребенка, а именно: беседы по произведениям изобразительного искусства, способствующие развитию художественного восприятия и собственная художественно-творческая, продуктивная деятельность.
Одно из условий успешной реализации задач -система взаимосвязи всех педагогов, система тематического перспективного планирования, в которой определены лексические темы, осваиваемые детьми в разных видах деятельности. В контексте лексической темы в непосредственно образовательной деятельности дети могут осваивать операционно-техническую сторону изодеятельности.
Для оптимизации процесса художественного развития дошкольников программа определяет важным систему взаимодействия детского сада с родителями.